Интервью новичка «Амурских Тигриц», в котором она рассказала о своем опыте вывода команд в Суперлигу, восстановлении после травмы и впечатлениях от игры нашей команды.
— Катя, ты родилась в Курске и там же начала заниматься волейболом в местной ДЮСШ №2. Сколько тебе тогда было лет, и как это произошло?
— Мне тогда было восемь лет. Получилось так, что в той школе, где я училась, базировалась спортивная школа, и детский тренер с этой школы приходил к нам и выбирал девочек, которые хотели попробовать себя в волейболе. Мое желание попасть в волейбольную секцию изначально поддержала мама, но, правда, она очень переживала из-за того, что я буду много травмироваться, так как я всегда была худенькой. Собственно, она до сих пор переживает из-за этого (смеется). В общем, я начала заниматься у детского тренера, а уже затем попала во взрослую команду.
— В нее ты попала в 2008 году, в возрасте 14 лет, верно? Как это произошло?
— Тренер взрослой команды увидел меня, поверил в меня и взял во взрослую команду, чтобы дать мне возможность попробовать себя в профессиональной команде.
— А в какой лиге тогда выступала курская команда, когда ты туда пришла?
— Это была Вторая лига. Затем мы вышли в Первую лигу, потом в Высшую лигу «Б», затем в Высшую лигу «А» и наконец добрались до Суперлиги. То есть мы прошли все ступени развития команды, от самого нижнего до самого верхнего.
— Ты провела в родной команде 15 лет, была в ней капитаном и стала с ней чемпионом Высшей лиги «А», вышла в Суперлигу, но тут же покинула Курск и перешла в «Омичку». Почему так произошло? Тебе не предложили остаться в команде? Или это было твое решение?
— Нет, это было мое решение. Меня очень хотели оставить в Курске, буквально всеми способами, но я посчитала, что для меня будет лучше попробовать себя в другой команде, в другом городе и с другим тренером.
— И даже перспектива поиграть в Суперлиге тебя не остановила?
— Да, не остановила.
— В Омске ты отыграла весь прошлый сезон, заняла с командой второе место и тоже пробилась в Суперлигу. Причем, в элиту отечественного волейбола «Омичка» вышла через переходные матчи, в которых тебе пришлось играть против своей родной курской команды, из которой ты ушла за год до этого. С какими чувствами ты воспринимала те игры, было ли у тебя особое желание что-то доказать своей бывшей команде?
— К сожалению, именно эти переходные матчи я как раз пропустила, так как у меня в тот момент были небольшие проблемы со здоровьем. Но само ощущение, что ты играешь против своей бывшей команды, с которой ты еще недавно выходил в Суперлигу, разумеется, добавляло мне волнительности и переживаний за результат. Конечно, мне было обидно, что эти переходные матчи у «Омички» были именно с Курском, потому что мы с курской командой с большим трудом за год до этого завоевали «золото» Высшей лиги «А» и путевку в Суперлигу, и именно с этой командой нам пришлось играть в переходных матчах, после которых Курск снова вернулся в Высшую лигу «А».
— Тем не менее, после победы в переходных матчах и выхода в Суперлигу, ты покинула омскую команду и пополнила состав «Амурских Тигриц», второй год подряд остановившись в шаге от Суперлиги. Почему так получилось, и как у тебя возник вариант с нашей командой? И долго ли ты думала над ним?
— Я не знаю, может быть у меня такое призвание — выходить со своей командой в Суперлигу и уходить из нее после этого (смеется). Может, и в Хабаровске у меня снова получится вывести команду в Суперлигу (улыбается).
— Это было бы чудесно, но в этот раз тебе совсем необязательно уходить от нас, эту традицию можно было бы и прервать.
— Это точно (улыбается). А если говорить про ситуацию в Омске, то я должна была остаться в «Омичке», мы уже подписали новый контракт с командой, но когда летом я приехала на сборы с «Омичкой», то руководство клуба сообщило мне о том, что они взяли других игроков на мою позицию и поэтому больше не нуждаются в моих услугах. Мы разорвали контракт по обоюдному согласию, и мне пришлось экстренно искать себе новую команду. Но к тому моменту почти все клубы уже были полностью укомплектованы, и достойных вариантов было очень мало. Тогда я начала искать варианты за границей, но в последний момент мне позвонил мой бывший тренер из «Омички» и сказал, что мною интересуются в Хабаровске. Он дал мой номер телефона Александру Щурину, и я напрямую поговорила с ним. Мы очень быстро нашли точки соприкосновения, и буквально через четыре или пять дней после этого я полетела в Хабаровск.
— В Хабаровск ты прилетела в середине августа. Успела ли ты за эти два месяца привыкнуть к нашему городу, к клубу, к коллективу? Комфортно ли тебе здесь находиться? И была ли ты когда-нибудь раньше в нашем городе?
— Нет, в Хабаровске я раньше никогда не была, хотя на Дальнем Востоке я была во Владивостоке и в Южно-Сахалинске. А так, да, я уже успела привыкнуть ко всему здесь, так как к хорошему быстро привыкаешь (смеется). Условия здесь и вправду хорошие, все делается для команды, все наши пожелания учитываются. Пока все хорошо, ничего плохого сказать я не могу ни про город Хабаровск, ни про нашу команду. Коллектив у нас уже сплоченный, влиться в него у меня, как мне кажется, получилось, и это здорово, так как поддержка внутри команды очень важна. И в Хабаровске она ощущается. Единственное — мы все ждем зимы, посмотрим, какая она здесь будет (смеется).
— Ну ты все-таки провела перед этим год в Омске, где зимы тоже суровые, так что вряд ли хабаровская зима тебя чем-то так уж сильно удивит. Все же ты к нам не из Ростова-на-Дону приехала, например.
— Это да, тоже верно.
— А как ты можешь оценить старт нашей команды в новом сезоне? Я имею в виду Кубок Сибири и Дальнего Востока, предварительный этап Кубка России, а также два первых тура Чемпионата России в Высшей лиге «А». Насколько заметен прогресс нашей команды с каждым новым туром на новом уровне?
— Ну если брать наши самые первые игры, то было, как мне кажется, тяжеловато. Было видно, что девчонки переживали, им было тяжело, так как некоторые из них раньше никогда не играли на таком уровне, да и команда только что вышла на этот новый для себя уровень. И когда в такой ситуации ты выходишь сразу против команд Суперлиги, то понятно, что у многих из нас присутствовал страх и переживания, которые негативно влияли на результат. Но сейчас все это уходит постепенно. Переломным моментом стал предварительный этап Кубка России в Екатеринбурге, там мы уже смотрелись по-другому, нежели в Омске на Кубке Сибири и Дальнего Востока. Да, они были не слишком результативными, но в командной игре прогресс там был уже виден. И если взять последние матчи в чемпионате, то была видна более-менее сплоченная команда, в которой все друг за друга, где видна поддержка и эмоции, и где все старались выложиться на площадке. Особенно это касается двух последних матчей на Сахалине. И я думаю, что со временем все это будет только улучшаться, и эта сплоченность должна стать одним из компонентов наших дальнейших побед.
— При этом, перед первым домашним туром в Высшей лиге «А» ты получила травму и пропустила все начало чемпионата. Как ты себя чувствуешь, и когда мы снова сможем увидеть тебя на площадке?
— Я еще продолжаю восстанавливаться после травмы. На днях мне сняли гипс, но еще сохраняются небольшие осложнения. Поэтому мое участие в третьем туре в Липецке пока под вопросом. Это будет решать наш тренерский штаб. Я уже приступила к тренировкам, но пока по отдельной программе. Но к следующему домашнему туру я уже должна быть в форме, я очень жду этого и надеюсь на это.
— Мы тоже все очень этого ждем, особенно учитывая твой бэкграунд по выводу команд в Суперлигу. Нам очень нужна такая твоя помощь. К слову, возвращаясь к твоей нынешней ситуации — тяжело ли тебе смотреть за игрой команды с трибун, не имея возможности ей помочь? В целом, что для тебя сложнее — самой выходить на площадку или смотреть на игру своей команды со стороны?
— Наверное, смотреть со стороны сложнее, потому что тогда ты видишь общую картину происходящего, но ты при этом не можешь никому подсказать в ходе игры, как правильно поступить в той или иной игровой ситуации, как правильно сыграть или запутать соперника. А когда ты находишься на площадке, то ты в этот момент контактируешь с другими игроками, и у тебя есть возможность у кого-то что-то спросить или что-то кому-то подсказать. То есть, сидя на трибуне, ты не ощущаешь тех эмоций, которые происходят на площадке. Со стороны на игру бывает очень тяжело смотреть, и тут я хорошо понимаю наших тренеров (улыбается).
— А ты уже сама успела соскучиться по волейболу, тебе уже хочется как можно скорее вернуться на площадку?
— Конечно, успела соскучиться, и, конечно, мне хочется быстрее начать играть. Я пока тренируюсь без мяча, но мне уже хочется взять в руки мяч, и на последней тренировке я уже попыталась немного поатаковать, чтобы прочувствовать игру. Конечно, я скучаю по волейболу, учитывая, что это практически вся моя жизнь, и мне без этого уже тяжеловато.
— И финальное: что бы ты хотела сказать нашим болельщикам, которые всегда активно поддерживают «Амурских Тигриц»?
— Во-первых, мне хочется поблагодарить их за поддержку. Это правда для нас очень важно. А также хочется попросить болельщиков поддерживать команду в любой ситуации вне зависимости от результата, потому что все игроки всегда максимально выкладываются и отдают все силы для достижения результата, но не всегда даже хорошая игра приводит к положительному результату. Поэтому очень хочется, чтобы болельщики всегда были вместе со своей командой — и в горе, и в радости (улыбается).
— Мне тогда было восемь лет. Получилось так, что в той школе, где я училась, базировалась спортивная школа, и детский тренер с этой школы приходил к нам и выбирал девочек, которые хотели попробовать себя в волейболе. Мое желание попасть в волейбольную секцию изначально поддержала мама, но, правда, она очень переживала из-за того, что я буду много травмироваться, так как я всегда была худенькой. Собственно, она до сих пор переживает из-за этого (смеется). В общем, я начала заниматься у детского тренера, а уже затем попала во взрослую команду.
— В нее ты попала в 2008 году, в возрасте 14 лет, верно? Как это произошло?
— Тренер взрослой команды увидел меня, поверил в меня и взял во взрослую команду, чтобы дать мне возможность попробовать себя в профессиональной команде.
— А в какой лиге тогда выступала курская команда, когда ты туда пришла?
— Это была Вторая лига. Затем мы вышли в Первую лигу, потом в Высшую лигу «Б», затем в Высшую лигу «А» и наконец добрались до Суперлиги. То есть мы прошли все ступени развития команды, от самого нижнего до самого верхнего.
— Ты провела в родной команде 15 лет, была в ней капитаном и стала с ней чемпионом Высшей лиги «А», вышла в Суперлигу, но тут же покинула Курск и перешла в «Омичку». Почему так произошло? Тебе не предложили остаться в команде? Или это было твое решение?
— Нет, это было мое решение. Меня очень хотели оставить в Курске, буквально всеми способами, но я посчитала, что для меня будет лучше попробовать себя в другой команде, в другом городе и с другим тренером.
— И даже перспектива поиграть в Суперлиге тебя не остановила?
— Да, не остановила.
— В Омске ты отыграла весь прошлый сезон, заняла с командой второе место и тоже пробилась в Суперлигу. Причем, в элиту отечественного волейбола «Омичка» вышла через переходные матчи, в которых тебе пришлось играть против своей родной курской команды, из которой ты ушла за год до этого. С какими чувствами ты воспринимала те игры, было ли у тебя особое желание что-то доказать своей бывшей команде?
— К сожалению, именно эти переходные матчи я как раз пропустила, так как у меня в тот момент были небольшие проблемы со здоровьем. Но само ощущение, что ты играешь против своей бывшей команды, с которой ты еще недавно выходил в Суперлигу, разумеется, добавляло мне волнительности и переживаний за результат. Конечно, мне было обидно, что эти переходные матчи у «Омички» были именно с Курском, потому что мы с курской командой с большим трудом за год до этого завоевали «золото» Высшей лиги «А» и путевку в Суперлигу, и именно с этой командой нам пришлось играть в переходных матчах, после которых Курск снова вернулся в Высшую лигу «А».
— Тем не менее, после победы в переходных матчах и выхода в Суперлигу, ты покинула омскую команду и пополнила состав «Амурских Тигриц», второй год подряд остановившись в шаге от Суперлиги. Почему так получилось, и как у тебя возник вариант с нашей командой? И долго ли ты думала над ним?
— Я не знаю, может быть у меня такое призвание — выходить со своей командой в Суперлигу и уходить из нее после этого (смеется). Может, и в Хабаровске у меня снова получится вывести команду в Суперлигу (улыбается).
— Это было бы чудесно, но в этот раз тебе совсем необязательно уходить от нас, эту традицию можно было бы и прервать.
— Это точно (улыбается). А если говорить про ситуацию в Омске, то я должна была остаться в «Омичке», мы уже подписали новый контракт с командой, но когда летом я приехала на сборы с «Омичкой», то руководство клуба сообщило мне о том, что они взяли других игроков на мою позицию и поэтому больше не нуждаются в моих услугах. Мы разорвали контракт по обоюдному согласию, и мне пришлось экстренно искать себе новую команду. Но к тому моменту почти все клубы уже были полностью укомплектованы, и достойных вариантов было очень мало. Тогда я начала искать варианты за границей, но в последний момент мне позвонил мой бывший тренер из «Омички» и сказал, что мною интересуются в Хабаровске. Он дал мой номер телефона Александру Щурину, и я напрямую поговорила с ним. Мы очень быстро нашли точки соприкосновения, и буквально через четыре или пять дней после этого я полетела в Хабаровск.
— В Хабаровск ты прилетела в середине августа. Успела ли ты за эти два месяца привыкнуть к нашему городу, к клубу, к коллективу? Комфортно ли тебе здесь находиться? И была ли ты когда-нибудь раньше в нашем городе?
— Нет, в Хабаровске я раньше никогда не была, хотя на Дальнем Востоке я была во Владивостоке и в Южно-Сахалинске. А так, да, я уже успела привыкнуть ко всему здесь, так как к хорошему быстро привыкаешь (смеется). Условия здесь и вправду хорошие, все делается для команды, все наши пожелания учитываются. Пока все хорошо, ничего плохого сказать я не могу ни про город Хабаровск, ни про нашу команду. Коллектив у нас уже сплоченный, влиться в него у меня, как мне кажется, получилось, и это здорово, так как поддержка внутри команды очень важна. И в Хабаровске она ощущается. Единственное — мы все ждем зимы, посмотрим, какая она здесь будет (смеется).
— Ну ты все-таки провела перед этим год в Омске, где зимы тоже суровые, так что вряд ли хабаровская зима тебя чем-то так уж сильно удивит. Все же ты к нам не из Ростова-на-Дону приехала, например.
— Это да, тоже верно.
— А как ты можешь оценить старт нашей команды в новом сезоне? Я имею в виду Кубок Сибири и Дальнего Востока, предварительный этап Кубка России, а также два первых тура Чемпионата России в Высшей лиге «А». Насколько заметен прогресс нашей команды с каждым новым туром на новом уровне?
— Ну если брать наши самые первые игры, то было, как мне кажется, тяжеловато. Было видно, что девчонки переживали, им было тяжело, так как некоторые из них раньше никогда не играли на таком уровне, да и команда только что вышла на этот новый для себя уровень. И когда в такой ситуации ты выходишь сразу против команд Суперлиги, то понятно, что у многих из нас присутствовал страх и переживания, которые негативно влияли на результат. Но сейчас все это уходит постепенно. Переломным моментом стал предварительный этап Кубка России в Екатеринбурге, там мы уже смотрелись по-другому, нежели в Омске на Кубке Сибири и Дальнего Востока. Да, они были не слишком результативными, но в командной игре прогресс там был уже виден. И если взять последние матчи в чемпионате, то была видна более-менее сплоченная команда, в которой все друг за друга, где видна поддержка и эмоции, и где все старались выложиться на площадке. Особенно это касается двух последних матчей на Сахалине. И я думаю, что со временем все это будет только улучшаться, и эта сплоченность должна стать одним из компонентов наших дальнейших побед.
— При этом, перед первым домашним туром в Высшей лиге «А» ты получила травму и пропустила все начало чемпионата. Как ты себя чувствуешь, и когда мы снова сможем увидеть тебя на площадке?
— Я еще продолжаю восстанавливаться после травмы. На днях мне сняли гипс, но еще сохраняются небольшие осложнения. Поэтому мое участие в третьем туре в Липецке пока под вопросом. Это будет решать наш тренерский штаб. Я уже приступила к тренировкам, но пока по отдельной программе. Но к следующему домашнему туру я уже должна быть в форме, я очень жду этого и надеюсь на это.
— Мы тоже все очень этого ждем, особенно учитывая твой бэкграунд по выводу команд в Суперлигу. Нам очень нужна такая твоя помощь. К слову, возвращаясь к твоей нынешней ситуации — тяжело ли тебе смотреть за игрой команды с трибун, не имея возможности ей помочь? В целом, что для тебя сложнее — самой выходить на площадку или смотреть на игру своей команды со стороны?
— Наверное, смотреть со стороны сложнее, потому что тогда ты видишь общую картину происходящего, но ты при этом не можешь никому подсказать в ходе игры, как правильно поступить в той или иной игровой ситуации, как правильно сыграть или запутать соперника. А когда ты находишься на площадке, то ты в этот момент контактируешь с другими игроками, и у тебя есть возможность у кого-то что-то спросить или что-то кому-то подсказать. То есть, сидя на трибуне, ты не ощущаешь тех эмоций, которые происходят на площадке. Со стороны на игру бывает очень тяжело смотреть, и тут я хорошо понимаю наших тренеров (улыбается).
— А ты уже сама успела соскучиться по волейболу, тебе уже хочется как можно скорее вернуться на площадку?
— Конечно, успела соскучиться, и, конечно, мне хочется быстрее начать играть. Я пока тренируюсь без мяча, но мне уже хочется взять в руки мяч, и на последней тренировке я уже попыталась немного поатаковать, чтобы прочувствовать игру. Конечно, я скучаю по волейболу, учитывая, что это практически вся моя жизнь, и мне без этого уже тяжеловато.
— И финальное: что бы ты хотела сказать нашим болельщикам, которые всегда активно поддерживают «Амурских Тигриц»?
— Во-первых, мне хочется поблагодарить их за поддержку. Это правда для нас очень важно. А также хочется попросить болельщиков поддерживать команду в любой ситуации вне зависимости от результата, потому что все игроки всегда максимально выкладываются и отдают все силы для достижения результата, но не всегда даже хорошая игра приводит к положительному результату. Поэтому очень хочется, чтобы болельщики всегда были вместе со своей командой — и в горе, и в радости (улыбается).
Справка:
Екатерина Булатова родилась 24 апреля 1994 года в Курске. Выступала в составе команд «Медик» (Курск), «Политех» (Курск), «ЮЗГУ-Атом» (Курск) и «Омичка» (Омск). Екатерина является победителем Высшей лиги «А» в составе «ЮЗГУ-Атома» в 2023 году. Также в ее активе имеются серебро Высшей лиги «А» в 2024 году в составе «Омички» и четыре бронзовые медали Высшей лиги «А» в 2017, 2018, 2021 и 2022 годах в составе «ЮЗГУ-Атома», а также бронзовая медаль Высшей лиги «Б» в 2013 году в составе «Политеха». В августе 2024 года Екатерина Булатова пополнила состав «Амурских Тигриц, где играет на позиции центрального блокирующего под №24.
Профайл игрока